Содержание статьи:
Снимая надел с учета, необходимо понимать, что по окончании процедуры его нельзя будет использовать по целевому назначению. В результате вы констатируете утрату функциональных возможностей земли, либо ее гибель в прежнем качестве. В некоторых случаях провести данное мероприятие можно, только подав исковое заявление о снятии с кадастрового учета земельного участка в суд. Подобная мера может потребоваться:
- если собственник реорганизует землю, разделяя ее на два или более участка;
- когда несколько наделов объединяются в один;
- территория «погибла» в результате стихийных бедствий или военных действий;
- земля утратила свои характеристики после порчи плодородного слоя и т.п.
При объединении или разделении участков важно снять каждый из них с учета, иначе информация о них не будет внесена в кадастр недвижимости, а земли не получат собственные кадастровые номера. В остальных ситуациях к процедуре прибегают из-за невозможности использовать надел по назначению. При этом собственник продолжает платить за него налоги и тратится на его содержание. Среди других юридических последствий снятия территории с учета – прекращение аренды и иных обязательств, касающихся надела.
Какие лица могут обратиться за исключением земли из кадастра?
Изначально за совершением данной юридической процедуры необходимо обращаться в кадастровую палату. Выбирайте то отделение, которое находится по адресу размещения надела. В случае, если таким путем не удалось исключить территорию из ГКН, ищите образец искового заявления о снятии с кадастрового учета земельного участка и подавайте иск в суд. С ходатайством вправе обратиться:
- собственник земли, на основании правоустанавливающих документов;
- титульный владелец, использующий участок, например, по договору аренды;
- представители администрации муниципалитета, где расположен надел.
Собственник или иные владельцы подают заявление на основании положений Земельного кодекса и только по своим участкам. Администрация же вправе обращаться за снятием с учета муниципальных земель. В отношении наделов, находящихся во владении у частных лиц, администрация может ходатайствовать о снятии, если ранее им передавалось право аренды территорий муниципалитета. К помощи судебных органов стоит обращаться только после проведения досудебных мероприятий.
4 этапа прекращения учета
В кадастре объектов недвижимости хранятся сведения о земельных наделах после их регистрации собственниками. У каждого участка есть собственный уникальный номер. Чтобы исключить территорию из таких документов, необходимо:
- Еще до подачи искового заявления, провести межевые мероприятия, если речь идет о разделении или объединении наделов (так вы сможете определить новые границы образованных земель);
- Написать акт об уничтожении земли, когда ее больше невозможно использовать по целевому назначению из-за гибели территории;
- Подать ходатайство через многофункциональный центр или напрямую в кадастровую палату;
- Получив отказ, составить обращение к судебным органам, собрать документы и направить все это соответствующему отделению суда.
Иск подается на последнем этапе, как крайняя мера, применяемая, если другие способы решения проблемы не возымели успеха. Обычно к ней прибегают, если есть достаточные основания. Среди них необоснованные требования сотрудников Росреестра и невозможность восстановить документ, требуемый для снятия с учета через кадастр.
Что писать в заявлении?
Чтобы не допустить ошибок при обращении в суд, найдите грамотно оформленный образец ходатайства и отредактируйте его под конкретную ситуацию. Однако лучше доверить составление ходатайства опытному юристу. Дело в том, что здесь придется соблюдать определенные требования закона:
- обязательно укажите информацию о судебном органе, в который направляете иск (наименование, адрес, номер участка и т.д.);
- сообщите максимум полезных данных об истце и ответчике (наименование организации или ФИО, адреса проживания либо нахождения предприятия, контактные данные);
- подробно изложите обстоятельства сложившейся ситуации, описав признаки участка, являющегося предметом спора, сославшись на обстоятельства, при которых отказали в Росреестре, основания для удовлетворения иска и прочую информацию;
- перечислите документы, на основании которых вы пользуетесь участком, как собственник или законный владелец;
- предъявите исковые требования (как правило, таковые оканчиваются на просьбе о прекращении учета);
- в заключительной части ходатайства перечислите прикрепленные к иску документы, поставьте подпись и дату обращения.
Пишите по делу, без лирики и подробных объяснений того, что не касается ситуации. Это повысит шансы на удовлетворение заявления.
Какие документы потребуются?
Чтобы исковое заявление о снятии с кадастрового учета земельного участка приняли к рассмотрению и вынесли по нему положительное решение, необходимо собрать и правильно оформить пакет документов. В него входит:
- удостоверение личности обратившегося лица;
- подтверждение оплаты государственной пошлины;
- правоустанавливающие бумаги;
- результаты обследования надела;
- подтверждение наличия обременения;
- ответ Росреестра на обращение;
- иные документы, способные повлиять на исход дела.
Акт обследования составляется, если земля утратила свои характеристики после природного или иного катаклизма. К правоустанавливающим бумагам относится договор дарения или купли-продажи, свидетельство о праве собственности и т.п. Обременительной документацией считается договор ипотеки и иные аналогичные бумаги. Со всех документов, кроме квитанции об оплате пошлины, надо снять копии, заверив их у нотариуса. Если действуете через представителя, напишите доверенность, прикрепив ее заверенную копию к материалам дела. Все используемые документы укажите в перечне искового заявления.